Советское чудо ГАЗ-24 "Волга"

 


Советское чудо ГАЗ-24 "Волга"

Журнал «Автолегенды СССР», 2009 год, №9

 


 
«Волга» в советские времена была настоящим барометром амбиций и статуса владельца.
Верхом престижа и респектабельности считались «Волги» черного цвета. Они принадлежали людям, достигшим  высокого положения в обществе.
 Появившаяся в 1970 году 24-я «Волга» стоила 9 000 рублей. Огромная сумма, при средней официальной зарплате 130 рублей в месяц. В свободную продажу автомобиль поступал в очень ограниченных количествах. Купить новую «Волгу» можно было только по специальным разрешениям или же на валютные сертификаты. Неудивительно, что на «черном рынке» автомобиль стоил в два-три раза дороже.
 
Опытный образец ГАЗ-24 «Волга». Испытания на автополигоне в Дмитрове.
 
Ранние образцы ГАЗ-24 «Волга», изготовленные до 1970 года, можно отличить по наружным зеркалам на крыльях.
 
К началу 1970-х  годов почти весь таксопарк в крупных городах был укомплектован "Волгами" 
 

Автомобиль такси ГАЗ-24001 «Волга»
От базового автомобиля таксомотор отличался прежде всего дефорсированным двигателем (80 л\с), предназначенным для работы на более дешевом бензине А-76, и комплектацией салона: обивка сидений из кожзаменителя, зеленый фонарик у ветрового стекла, таксометр-счетчик пробега и стоимости поездки.
 


Комедия Э. Рязанова, по сей день любимая зрителями, вышла на экраны в 1976 году. Самая престижная машина, 24-я «Волга», не могла не появиться в культовом фильме тех лет, причем не только в уличных кадрах. Этой машиной владеет антигерой.


 Интересная деталь: Самохвалов, приезжая на работу на серой «Волге», закрывает дверь ключом, но при этом стекло на двери опущено наполовину. Неужели в эпоху развитого социализма не угоняли машины?


 
Машина великого голкипера

На фото: «Волга» Льва Яшина (сохранены оригинальные номера)

Лев Иванович был страстным автолюбителем. Двадцать четвертую «Волгу» он купил в 1976 году. Интересный факт: именно на этой машине был первый (и единственный!) раз оштрафован сотрудником ГАИ.


Вспомним детали
Панель приборов лаконична и проста.



Широкий подлокотник откидывается из спинки заднего сидения. Пассажирам комфортно. 


Багажник не просто большой, а очень большой!
 
Зеркало заднего вида с переключением на ночной режим (было на «Волге» с начала производства)

Хромированная решетка радиатора с частыми прорезями на 24-й «Волге» практически повторяет рисунок решетки на предыдущей 21-й модели, демонстрируя преемственность поколений

Древний герб Нижнего Новгорода – бегущий одень на червленом поле – стал основой фирменного значка ГАЗа. 


Запирающийся бензобак – важное дополнение к безопасности автомобиля, особенно частного. Почему?... Ну, понятно, почему...
Дверные ручки с кнопками устанавливались до 1984 года


Задние фонари полностью пластмассовые – новшество того времени

Панель приборов со стрелочным спидометром на «Волге» появилась в 1975 году. До этого на машину ставился весьма оригинальный спидометр "ленточного" типа. 

Несмотря на общую достаточно современную конструкцию, возраст ГАЗ-24 выдает рычаг ручного тормоза в виде «кочерги» под панелью приборов

Удобный, легко открывающийся замок на крыше багажника появился на «Волге» с середине 1970-х
 
Небольшие установочные партии новой «Волги» выпускались с 1968 года, массовое производство началось в 1970 году. Известен «день рождения»  ГАЗ-24  - 15 июля 1970 года. В этот день 24-я модель полностью заменила  на конвейере свою предшественницу, 21-ю «Волгу».
Примерно через год, 31 июля 1971 года, с конвейера сошел уже 50-тысячный автомобиль ГАЗ-24. Значительной модернизации 24-я «Волга подверглась только в 1984 году, когда изменения затронули практически все системы машины: двигатель, трансмиссию, тормоза, колеса и шины, электрооборудование. Изменился интерьер (панель приборов,  сиденья) и внешний вид машины. Наружные двери лишились кнопок, решетка радиатора стала пластмассовой. Обновленной модели присвоили индекс ГАЗ-24-10 «Волга», выпускалась она до 1992 года. Всего с 1968 по 1992 год было выпущено 1 481 561 экземпляр «Волги».

Оригинальные модификации
ГАЗ-24 фаэтон
Парадный фаэтон на базе «Волги» ГАЗ-24 использовался Министерством обороны на праздничных мероприятиях. В небольшом количестве эти машины изготавливали в Бронницах на 38-м опытном заводе Минобороны.
 
ГАЗ-24 пикап
Горьковский автозавод пикапов на базе 24-й «Волги» не делал, но существовало несколько авторемонтных заводов, которые, помимо капитального ремонта «Волги», занимались изготовлением фургонов и пикапов на базе этого автомобиля. Самым крупным подобным предприятием являлись Чебоксарский авторемонтный завод и Рижский опытно механический завод, где изготовление грузовых модификаций «Волги» было поставлено на поток.
 
ГАЗ-24-95
Небольшую партию из пяти полноприводных автомобилей на базе «Волги» построили в 1974 году на Горьковском автозаводе. Заказчиком автомобилей являлось Министерство обороны, но судьбы машин сложились по-разному: так, один такой автомобиль оказался в охотничьем хозяйстве «Завидово», куда любил заезжать Л.И. Брежнев
 
ГАЗ-24-76
Экспортный вариант производился с 1970 года совместно с бельгийской кампанией Scoldia-Volga. Из СССР поступали в Бельгию готовые машины, на бельгийском предприятии на них устанавливали французские дизельные двигатели Peugeot и проводились работы по повышению комфортности салона.
 
ГАЗ-24-02
Модификация с кузовом универсал изготовлялась с 1972 года. В отличие от седана, у неё три ряда сидений и, соответственно, 7 пассажирских мест.